Практика — критерий истины. Именно на это неустаревающее в веках утверждение Карла Маркса я опираюсь, в своих проектах по подбору талантливых студентов (сотрудников) для талантливых работодателей.
Главное здесь то, какой практический, измеримый и устраивающий все стороны (работодатель, вуз/колледж, студенты) результат можно получить по итогам реализации события. Все должны быть довольны и достичь своих целей.
Какие это могут быть цели? Обычно примерно такие:
- Работодатель: закрыть вакансию, предоставить производству лучших, достойных кандидатов в т.ч. на практику, разрекламировать свой HR бренд среди студентов колледжей ВУЗов, возможно, пополнить базу кадрового резерва, или свежим взглядом попробовать взглянуть на решение одного из своих актуальных бизнес-кейсов.
- Студенты: познакомится с реальными технологическими процессами, в которых ежедневного заняты специалисты его профессии; присмотреться к компании как потенциальному будущему месту работы, узнать из первых уст, какие возможности есть именного у этого работодателя для молодых специалистов без или с небольшим опытом работы для построения карьеры, да и в целом почувствовать “атмосферу” изнутри, убедиться, что они сделали правильный или, наоборот, неправильный профессиональный выбор.
- ВУЗы-колледжи: найти новую площадку для практик, показать студентам, что они заботятся и об их будущем трудоустройстве, знакомят лично с потенциальными работодателями и тп; часто им интересно и оборудование и технологические процессы компаний сами по себе, чтобы потом, допустим, повторить что-ть из этого на своиху учебных площадках.
Хорошо, когда все стороны четко осознают и понимают, что они хотят, не всегда такое бывает, и здесь главная моя задача, как организатора, смодерировать этот процесс, помочь им найти точки соприкосновения и взаимный интерес. В итоге спроектировать классное мероприятие с практичным, измеряемым и достижимым результатом.
Так была разработана и проведена экскурсия и соревновательный мастер-классы на вакантные должности для студентов Санкт-Петербургского технического колледжа на площадке cервисной компании Интра.
ООО «Сервисная Компания ИНТРА», инжиниринговая компания, осуществляющая комплекс работ по ремонту и техническому обслуживанию оборудования и трубопроводов на предприятиях ТЭК. Деятельность компании направлена на повышение эффективности производства, уменьшение времени запланированных и предупреждение незапланированных простоев, обеспечение максимального срока службы оборудования, сокращение затрат на проведение технического обслуживания, текущего и капитального ремонта.
Компания в первый раз участвует в проекте, но решила с первого мероприятия ставить амбициозные задачи — найти молодых, смышленых ребят, пускай и без опыта, но с мотиваций развиваться в выбранной специальности, на открытые вакансии “Начинающий инженер ОТК” и “Слесарь — ремонтник”.
Вместе с руководителем отдела подбора персонала и производственными подразделениями мы продумали формат однодневного события на 4-5 часов для 15 человек, который включал в себя:
- Презентацию деятельности компании, ее проектов и вакансий
- Инструктаж по технике безопасности
- Тестирование на механическую понятливость (Тест Беннета) — ориентирован на выявление технических способностей испытуемых, как подростков, так и взрослых. Состоит из 70 физико-техническими заданий, которые представлены в виде рисунков.
- Экскурсия на склад, где происходит сбор и отправка отремонтированных деталей, узлов и механизмов на рабочие площадки компании по всей России
- Учебно-тестовое задание для кандидатов на вакансию “Начинающий инженер ОТК” — работа с чертежами, измерительным инструментом по выявлению дефектов готовой продукции.
- Учебно-тестовое задание на вакансию “Слесарь — ремонтник” — обслуживание суппорта трубореза H&S; обслуживание кассеты для гидропривода.
- Подведение итогов, определение лучших участников, вручение дипломов и сувениров.
6 февраля в понедельник сборная группа студентов Санкт-Петербургского технического колледжа из 15 человек, обучающихся на 3-х специальностях «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей», «Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)», «Технология машиностроения» организовано, до под руководством представителя колледжа прибыла на площадку компании в индустриальную зону у метро Ладожская.
Ребята знали куда пришли, что им предстоит делать и главное зачем им это надо. После презентационной части, инструктажа по ТБ, прохождения теста на механическую понятливость, облачившись в фирменную одежду и каски начали основную программу с экскурсии на склад, сервисные и производственные площадки, а далее каждый смог выбрать для себя активность по душе — пройти тестовой задание на инженера ОТК или слесаря-ремонтника.
Задания были разработаны экспертами компании с учетом требований к теоретической и практической подготовке кандидатов на эти вакансии и максимально приближены к ее реальным технологическим процессам. Чтобы можно было понять на сколько человек способен выполнять базовые операции, как он обучаем и работает в команде.
Не менее важно, что сами задания должны быть полезны с точки зрения прокачки своих soft и hard skills, увлекательны, непосредственно связаны с теми проф. предметами, которые участники изучают в колледже, а также интересны как соревнование с коллегами, кто быстрее и лучше их выполнит и т.п.
Работа над ними происходила под наблюдением представителей руководителей специализированных направлений, что позволяло наглядно оценивать работу участников, их усидчивость, аккуратность, общий интерес к процессу, психологические особенности т.е. по-сути это являлось испытанием проф. навыков потенциальных кандидатов, причем испытанием массовым, где сразу можно было просмотреть полтора десятка человек за несколько часов.
Надо понимать, что и самим студентам и их колледжу заранее было обозначено, что вакансии подразумевают возможность совмещения с учебой на дневном отделении (неполная занятость) и это позволит работать в компании без ущерба для образовательного процесса.
Завершающим этапом стало вручение дипломов о прохождении мастер-классов по испытуемым навыкам и собеседование с заинтересовавшимися в трудоустройстве студентами.
Через неделю на работу в компании вышли 2 человек, чьи навыки и усердие были высоко оценены экспертами компании при выполнении тестовых заданий.
Вот, что они говорят сами почему сделали такой выбор:
— Во-первых, нам очень понравилось, что мы предварительно увидели своими глазами то, что происходит в компании, побывали на разных площадках и подразделениях, познакомились с руководством, ее проектами, в во-вторых еще и дали попробовать своими руками разобрать и обслужить рабочие инструменты, которые приходят на сервис в ремонтный участок, то есть мы прожили полноценные несколько рабочих часов, нам очень понравилось и поэтому мы остались работать — пояснил свой выбор Илья Житников, студент 3 курса специальности Технология машиностроения.
— Еще здорово, что по согласование с колледжем, нам предоставили график работы, который сочетается с учебой, мы приезжаем во второй половине дня, если что и пропускаем, то это не проблема, так как дорабатываем и сдаем учебные задания и часы после — дополнил Илью, его одногруппник Саша Комков.
Такой опыт был расценен компанией положительно и уже на следующий месяц была запланирована презентация компании на площадке еще одной моей партнерской образовательной организации — Промышленно-Технологического колледжа имени Путилова, администрация которого собирается организовать для этого события аудиторию из 100 профильных студентов.
2 из 15 за день активного отбора — хороший ли это результат, если сравнивать с классическими способами подбора, через собеседования откликнувшихся и приглашенных кандидатов с работных сайтов, допустим, в течение месяца?
Ответ зависит от изначального целеполагания и имеющихся ресурсов, желания и готовности компании искать, придумывать и осуществлять новые для нее формы привлечения кандидатов.
Многое зависит от личностных факторов, к примеру, как сами люди ответственные за подбор и развитие персонала могут обосновать руководству неизбежные траты финансов, ресурсов и времени сотрудников, которых необходимо будет задействовать в процессе подготовки и организации мероприятий со студентами.
Успешный результат (закрытие позиции) также во многом зависит не только от персональщиков, но и от настроя других задействованных сотрудников. Если у человека, проводящего презентацию компании или эксперта сопровождающего проф. испытание, профессия и его дело ”бьется пеплом в сердце” и глаза горят, то и “продать” свои вакансии студенческой аудитории становиться проще. Яркие эмоции, оригинальная активность, вовлеченность и общий “энергетический фон” правильно продуманного и организованного события помогут привлечь внимание к HR бренду, создать очередь кандидатов из самых мотивированных и перспективных студентов.
Понятно, что каждое подобное мероприятие очень индивидуально, и о конвейерном методе проведения для разных компаний речь не идет, но есть и общие закономерности и правила, которые я вывел для себя из разных кейсов с работодателями. Например, о сроках подготовки: мероприятие, подобное проведенного с Интрой, можно собрать, запланировать и реализовать за 2-3 недели, а после в течение еще 1-2 недель реально ожидать трудоустройство-участников.
Вообщем, если есть желание и мотивация побороться за перспективных, молодых, амбициозных и уже достаточно немногочисленных кандидатов на рынке (общая демографическая ситуация теперь такая) — обращайтесь, помогу, опыт, и связи с большинство колледжей и ВУЗов в Петербурга есть, также спокойно можно рассматривать возможность подобной активности и с регионами тоже, ближайшее такое событие состоится 20 апреля с центром карьеры Сыктывкарского государственного университета.